Учимся вместе говорить!



Мамы, папы, бабушки и дедушки!
 Предлагаемые задания помогут расширить словарный запас малыша, сформировать грамматический строй речи, помогут развить связную речь, внимание, вербальную память, мелкую моторику.
Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер, материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.

Теме: «Зимние забавы».
- Спросите у ребенка, какое сейчас время года, в какие игры можно играть зимой, что  нужно для зимних игр.
-Рассмотрите вместе с ребенком иллюстрации с изображением снаряжения для зимних видов спорта, попросите ребёнка показать, на каких изображены фигурное катание, хоккейный матч, лыжные гонки и т.д.
-Посмотрите вместе с ребенком  по телевизору спортивные соревнования по зимним видам спорта или сходите на зимний стадион.
·         Отгадайте загадки:                                                      

Каждый вечер я иду,

Рисовать круги на льду.
Только не карандашами,
А блестящими…(Коньками)

Две полоски на снегу,

Оставляет на бегу.
Я лечу от них стрелой,
А они опять за мной. (Лыжи)

Во дворе есть стадион,

Только очень скользкий он.
Чтобы там как ветер мчаться,
На коньках учись кататься. (Каток)

·         Дидактическая игра «Почему так назван?» (словообразование)
Лыжник (катается на лыжах), конькобежец (бегает на коньках), саночник (катается на санках), хоккеист (играет в хоккей), фигурист (занимается фигурным катанием) и др.
·         Дидактическая игра «Кому что нужно?» (употребление существительных в дательном падеже)
Санки нужны …. саночнику.
Лыжи нужны …. лыжнику.
Клюшка нужна …. хоккеисту.
 Коньки нужны …. Конькобежцу.
Винтовка нужна …. биатлонисту. И т.д.
·         Дидактическая игра «Третий  лишний» (развивать логическое мышление, внимание, память)
Январь, февраль, зима.                                                                           
 Снежки, санки, коньки.                                                                      
 Метель, лыжи, мороз.

Снежок, снеговик, снегирь.

·         Выучите стихотворение                                        
 «Хитрые санки»
Мои санки едут сами,
Без мотора, без коня,
То и дело мои санки                                                                          
Убегают от меня.
Не успею сесть верхом,
Санки - с места и бегом...
Мои санки едут сами,
Без мотора, без коня.
А под горкой мои санки
За сугробом ждут меня.
Непослушным, скучно им
Подниматься вверх одним.

                                 И. Бурсов



ТЕМА:«НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК»

 1.     Рассказать ребёнку о том, какой праздник скоро наступит. Обратить внимание на отрывной календарь, на его последние страницы.
2.     Рассмотреть дома новогоднюю ёлку, совместно с ребёнком украсить её.
3.     Рассказать о ёлочных игрушках: обратить внимание на их внешний вид и материал, из которого они сделаны, назвать их,
сравнить игрушки по величине и цвету.
4.Вспомнить, кто приходит в гости к ребятам на Новый год и приносит подарки.
5.Совместно с ребёнком вспомнить, сколько месяцев в году, повторить их названия.
6.Составить рассказ (из личного опыта) «Как я украшал новогоднюю ёлку». Рассказ составляет ребёнок.
7.Поиграть в дидактическую игру «Подбери признак к предмету»:
 елка (какая?)-…, 
праздник (какой?)-…,
 ёлочные игрушки (какие?)-…, 
Дед Мороз (какой?)-…, 
Снегурочка (какая?)-…, 
ребята (какие?)-…, 
подарки (какие?)-….
8.Выучить стихотворение «Ёлка»:
             Горит огнями ёлочка, под нею тени синие,
             Колючие иголочки, как будто в белом инее.
             Огни на ёлке яркие повсюду зажигаются.
             Во всех домах, по всей стране ребята улыбаются.


                                                                             (Л.Некрасова)

9.Выложить фигурку из спичек по образцу.
       Ёлочка зелёная выросла в лесу.
       


Тема: «Зимующие птицы»
Родителям рекомендуется
1. Выясните, помнит ли ребенок, каких птиц называют зимующими, почему они не улетают (учим устанавливать причинно-следственные связи). Напомните ребенку  их названия, характерные признаки (хвост, клюв, оперение, величину), где они живут, чем питаются, как им можно помочь.
2. Познакомьте  ребенка с такими зимующими птицами, как клест, кедровка: покажите их  на иллюстрациях (желательно в природе), расскажите  о внешнем виде, повадках, питании. Обратите внимание ребенка на особенность строения клюва клеста и расскажите, почему именно такой клюв нужен клесту. Расскажите, что кедровка — единственная птица, делающая запасы на зиму, как белка. У нее очень хорошая память и она всегда помнит, где и какой запас сделала.
 3. Предложите ребенку выполнить упражнение «Скажи, когда много» на образование существительного множественного числа.
Ворона — вороны, синица — синицы и т. д.
4. Поиграйте с ребенком в игру  «Посчитай птиц» (на согласование числительного с существительным). Предложите ему посчитать птиц от1до5.
5. Предложите ребенку узнать птицу по описанию. Я сегодня в парке видела птицу: сама маленькая, грудка розовая, сидит на ветке, как яблочко красное. Кто это?
6. Упражнение «Скажи одним словом».
У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая сорока.
У сороки длинный хвост, поэтому её называют …
У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют …
У дятла длинный клюв, поэтому её называют …
7. «Подбери признак» на согласование имен существительных с прилагательными.
Синица (какая?) желтогрудая, шустрая, маленькая, проворная.
Воробей (какой?)…
Снегирь (какой?)…,
Клест (какой?)…
8. Выучить наизусть стихотворение А. Прокофьева:
Выбегай поскорей,
Посмотри на снегирей!
Прилетели, прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз — красный нос
Им рябинки принес,
Хорошо угостил,
Хорошо подсластил.
Зимним вечером поздним
Ярко-алые грозди.

Тема : « Продукты питания».

Родителям рекомендуется:
1. Посетить магазин вместе с ребёнком и познакомить его с названиями различных продуктов. Закрепить в словаре обобщающее понятие «продукты питания».
2. Познакомить ребёнка с названиями отделов продуктового магазина (молочный, мясной, овощной, рыбный).
3. Игра « Кто больше слов назовёт?» Назвать продукты, которые продаются в молочном, мясном и т. д. отделах.
4. Упражнение « Из чего – какой?»                  

Назови блюда правильно.
Салат из овощей – овощной.
Каша из гречневой крупы - …
Запеканка из творога - …
Пюре из ягод - …
Сок из фруктов - …
Суп из молока - …
Суп из гороха - …
Котлета из печени - …
5. Упражнение « Скажи наоборот».
Колбаса длинная, а сосиска - …
Молоко жидкое, а сметана - …
Пирожок горячий, а мороженое - …
Творог мягкий, а сыр - …
6. Упражнение « Четвёртый лишний».
Послушай слова и назови лишнее слово. Объясни, почему оно лишнее.
Тарелка, вилка, хлеб, нож.
Вафли, чашка, баранка, сухари.
Творог, сыр, йогурт, колбаса.

Предложите ребёнку выучить стихотворение.
                      ТО-ТО  ГОРЕ  НАШЕ!
Мы варили
Суп, суп
Из перловых
Круп, круп.
Получилась каша,
То-то горе наше.
Замесили тесто,
А оно – ни с места.
Замесили
На дрожжах –
Не удержишь
На вожжах.      

                                            ( Е. Благинина)



Здравствуй, Зимушка-зима

Родителям рекомендуется:
Побеседовать с ребенком о том, какое сейчас время года, при этом следует напомнить, какие изменения произошли в природе, что происходит с животными и растениями зимой, как звери в лесу переносят холод и голод, как ведут себя птицы зимой,  какой праздник приближается.
Вспомнить названия зимующих птиц, зверей наших лесов, обратить внимание ребенка на характерные признаки зимы, что удобнее сделать во время прогулки в парке.
Закрепить названия зимних месяцев и их последовательность.
        Упражнения на развитие речи:     
Назови ласково.
Снег - снежок.
Лед - ...
Зима - ...
Мороз - ...
Метель - ...
        Подбери признаки:
Зима (какая?) - холодная, суровая, снежная, вьюжная, долгая (нудная), морозная...
Снег (какой?) - ...
Снежинки (какие?) - ...
Лед (какой?) - ...
Погода (какая?) - ...
День (какой?) - ...
Мороз (какой?) - ...
 Подбери слова-действия.
Снежинки зимой (что делают?) падают, вьются, кружатся, искрятся, блестят, тают...
Лед на солнце (что делает?) ...
Мороз (что делает?) ...
Дети зимой (что делают?) ...
Метель (что делает?) ...
Вьюга (что делает?) ...
 Объясни значения слов:
Снегопад — это ...,
сугроб — это ...,
 гололёд — это ...,
 изморозь — это ... .
 Подбери родственные слова.
Снег - снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик …
Зима - зимушка, зимний, зимовать, зимовье ... .
Мороз - морозный, морозить, замораживать ... .
Лед - ледокол, льдина, ледовый, ледник, гололед ... .
 Из чего - какой?
Горка из снега (какая?) - снежная.
Дорожка изо льда (какая?) - ...
Погода с морозом (какая?) - ...
 Скажи наоборот.
Летом дни жаркие, а зимой - холодные.
Летом небо светлое, а зимой - ...
Летом день длинный, а зимой - ...
Летом солнце светит ярко, а зимой - ...
Весной лед на реке тонкий, а зимой - ...
Снег мягкий, а лед… - ...





Словарная тема: «Осень»


Для детей 4-5 лет

·         Рекомендую рассказать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь).
·         Обратить внимание на сезонные изменения в жизни растений: завяли цветы, пожухла трава, некоторые деревья стоят уже без листьев, под ногами лежит ковер разноцветных опавших листьев.
·         Во время прогулки обратить внимание на то, как одеты люди осенью.

·         Познакомить с названием осенних месяцев и их признаками. Материал для рассказа может быть таким:
 Сентябрь - первый месяц осени. Название месяца произошло от латинского слова, которое в переводе означает седьмой. Новый Год у древних римлян начинался 1 марта, поэтому сентябрь был седьмым месяцем. В сентябре начинается листопад у берез, кленов, осин, вяз, лип. За ночь лужи иногда подергиваются первым тонким ледком. К концу сентября лиственный лес стоит голый.
 Октябрь - второй месяц осени. В переводе с латинского языка означает восьмой. В октябре исчезают грачи. В воздухе кружатся первые снежинки. К концу месяца окончательно замерзают водоемы и уже могут появляться первые сосульки.
 И последний месяц осени - предзимье - ноябрь. В переводе с латинского языка означает 9. В этом месяце уже ложится снег и раздается первая веселая песенка большой синицы.
 Помочь запомнить информацию.
 1. Упражнение "Подбирай, называй, запоминай" на подбор определений и глаголов.
 Небо осенью (какое?) - хмурое, серое, унылое.
 Солнце осенью (какое?) - ...
 Ветер осенью (какой?) - ...
 Дождь осенью (какой?) - ...
 Листья осенью (какие?) - ...
 Осенью листья (что делают?) - краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат. Осенью дождь (что делает?) - ...
 Осенью солнце (что делает?) - ...
 Осенью птицы (что делаю?) - ...
 2. Словарная работа и работа над слоговой структурой слова.
 Объясните значение слова "листопад". Попросите ребенка проговорить слово по слогам.
 Объясните значение словосочетаний: "моросит дождь", "серые тучи", "исчезают цветы".
 3 Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
 Туча - тучка.
 Солнце - ...
 Дождь - ...
 Ветер - ...
 4. Упражнение "Закончи предложение" на согласование глаголов настоящего времени с существительным в единственном и множественном числе.
 Дождь идет, дожди ... (идут)
 Лист падает, листья ...
 Цветок вянет, цветы ...
 Птица улетает, птицы ...
 Ветер дует, ветры ...
 Дожди идут, дождь ... (идет)
 Листья падают, лист ...
 Цветы вянут, цветок ...
 Птицы улетают, птица ...
 Ветры дуют, ветер ...
5. Упражнение "Ответь на вопросы" в образовании прилагательных от существительных.
 День, когда идет дождь, какой? - ... (дождливый)
 День, когда дует ветер, какой? - ...
 Дождик, который идет осенью, какой? - ...
 Погода, когда часто идут дожди, какая? - ...
 Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая? - ...
 Погода, которая бывает осенью, какая? - ...
 6. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительным.
 1 лужа, 2 ..., 3..., 4..., 5...
 1 лист, 2 ..., 3..., 4..., 5...
 1 туча, 2 ..., 3..., 4..., 5...
 7. Упражнение "Найди ошибки" на развитие слухового внимания.
 Определи, чего не бывает осенью.
 - Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
 - Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
 - Набухают почки, распускаются листья.
 - Люди собирают урожай овощей и фруктов.
 - Дикие животные не делают запасы корма.
 8. Упражнение на развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение (любое).
Осень
 Осень. По утрам морозы.
 В рощах желтый листопад.
 Листья около березы
 Золотым ковром лежат.
(Е. Головин)

Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.
(А. Плещеев)
 9. Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.
 Дождик с самого утра,
 Птицам в дальний путь пора,
 Громко ветер завывает,
 Это все когда бывает?
(Осенью)

Летом вырастают, а осенью опадают.
(Листья)

 Шумит он в поле и в лесу,
 А в дом не попадает.
 И никуда я не иду,
 Покуда он гуляет.
(Дождь)

 10. Развитие мелкой моторки. Нарисовать рисунок на тему "Осень".
11. Ознакомление с художественной литературой.
 Прочитать и обсудить содержание рассказов Н. Сладкова "Осень на пороге", "Кто куда".
 12. Ознакомление с музыкальными произведениями.
 Желательно предложить ребенку послушать (на ваш выбор):
 - А. Вивальди Концерт "Осень" ("Сбор урожая") из цикла "Времена года".
 - П. И. Чайковский "Осенняя песня (октябрь) из цикла "Времена года".
 - В. А. Моцарт "Рондо" из "Маленькой ночной серенады"
 13. Ознакомление с репродукциями картин.
 Предложить ребенку рассмотреть репродукции картин, побеседовать по содержанию. Помочь малышу увидеть ту красоту природы, которую старался передать художник.
 М. Н. Воробьев "Осенняя ночь в Петербурге".
 В. Поленов "Золотая осень".

Словарная тема: «Овощи»

Для детей 4-5 лет
*      Рассмотреть с ребенком натуральные овощи: картофель, морковь, лук, помидор, кабачок, репу, капусту, перец, огурец, редис, свеклу, чеснок, горох, фасоль. Объяснить, что это все можно назвать одним словом "овощи", помочь запомнить обобщающее понятие "овощи".
*      Обратить внимание на цвет, форму, вкус овощей.
*      По возможности показать и рассказать, где растут овощи.
*      Рассказать, что можно приготовить из овощей (суп, салат, винегрет).
 1. Упражнение "Назови цвет, форму" на согласование существительных с прилагательным.
 Морковь (какая?) - оранжевая, овальная...
 Помидор (какой?) - ...
 Огурец (какой?) - ... И так далее.
 2. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.
 1 помидор, 2 помидора, 3 ..., 4 ..., 5 помидоров.
 1 огурец, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
 1 репа, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
 1 кабачок, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ... И так далее.
 3. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
 Помидор - помидорчик.
 Репа - репка. И так далее.
 4. Упражнение "Один-много" на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.
 Один помидор - много помидоров.
 Одна морковь - много моркови. И так далее.
 5. Упражнение на образование множественного числа существительного в именительном падеже.
 Огурец - огурцы.
 Помидор - помидоры.
 Репа - репы. И так далее.
 6. Упражнение "Измени по образцу" на употребление глаголов настоящего времени во множественном числе.
 Растет - растут.
 Зреет - ...
 Зеленеет - ...
 Краснеет - ...
 Сажает - ...
 Копает - ...
 Окучивает - ...
 Рыхлит - ...
 Поливает - ...
 Убирает - ...
 Спеет - ...
 7. Развитие пространственной ориентации на плоскости и развитие мелкой моторики.
 Нарисовать 3-4 вида овощей в количестве "один", "много". С левой стороны листа нарисовать по одному овощу, с правой - по нескольку овощей. Ответить на вопрос: "Что нарисовал (а)?"
 (Ответ: "Слева я нарисовал огурец, справа я нарисовал репу...")
 8. Упражнения для пальчиков "Засолка капусты" на развитие мелкой моторики.
 Мы капусту рубим,
 (резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз)
 Мы морковку трем,
 (пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя)
 Мы капусту солим
 (движения пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки)
 Мы капусту жмем.
 (интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки)
 9. Развитие слухового внимания. Послушать стихотворение и ответить на вопрос: "Из чего хозяйка варила суп?"
 Хозяйка однажды с базара пришла,
 Хозяйка с базара домой принесла:
 Картошку, капусту, морковь, горох,
Петрушку и свеклу, ох!
 Накрытые крышкой, в душном горшке
 Кипели, кипели в крутом кипятке:
 Картошка, капуста, морковь, горох
Петрушка и свекла, ох!
 И суп овощной оказался неплох!
(Ю. Тувим)
Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат -
Наша грядка просто клад.
Но арбузы не растут тут.
Если слушал ты внимательно,
То запомнил обязательно.
Отвечай-ка по-порядку:
Что растет на нашей грядке?
(В. Коркин)
 10. Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.
Красная девица сидит в темницы, а коса на улице (морковь)

Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок.
К земле прирос крепко. Что это?
(репка)

Сидит дед, во сто шуб одет.
 Кто его раздевает, тот слезы проливает.
 (лук)
 11. Развитие слуховой памяти.  Выучить стихотворение (любое).
 Капуста
 Росточком была, все воду пила.
 Побелела, растолстела,
 Словно сахар захрустела.
 Лето прожила, много листьев сберегла,
 Одевалась, одевалась,
 А раздеться не смогла.
(А. Прокофьев)

Огород
В огороде много гряд,
Тут и репа, и салат.
Тут и свекла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
Нас накормит круглый год.
(А. Прокофьев)





Комментариев нет:

Отправить комментарий